Что такое товарный знак?
Бренд любой компании требует не только продвижения на рынке, но и юридической защиты. Со времен появления развитой капиталистической экономики на рынках возникли такие негативные явления как подделки и имитации названий «раскрученных» названий товаров. Бренды оказались притягательными не только для потребителей, но и для недобросовестных конкурентов, которые извлекали экономическую выгоду, паразитируя на эксплуатации известных торговых марок. С целью защиты интересов добросовестных производителей товаров в Западной Европе в XVIII веке появилось законодательство о товарных знаках. К середине XIX века законодательные акты о товарных знаках были приняты во многих странах мира, в том числе и в России. В XX веке наряду с товарными знаками правовую охрану получили знаки обслуживания — средства индивидуализации работ и услуг, режим охраны которых приравнен к режиму товарного знака. Несмотря на то, что со времен первого закона о товарных знаках Российской Империи до Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации был принят целый ряд законодательных актов о товарных знаках, базовое положение этого законодательства всегда оставалось неизменным. Его суть: владелец товарного знака наделяется исключительным правом на использование товарного знака на рынке в определенной сфере.
В России правообладатель товарного знака наделяется исключительным правом на использование знака любым не противоречащим закону способом, в частности путем размещения товарного знака
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать товарный знак без разрешения правообладателя. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, являются контрафактными. Правообладатель вправе в судебном порядке запретить незаконное использование товарного знака, а также привлечь правонарушителя к гражданской, административной или уголовной ответственности.