Регистрация товарных знаков

Наши регистрации

В услугу по регистрации товарного знака, оказываемую Юридической фирмой «Юста Аура» входит:

1) Проверка охраноспособности торговой марки (способности обозначения получить правовую охрану в качестве товарного знака);
2) Рекомендации по наиболее оптимальной форме охраны товарного знака (при наличии в товарном знаке неохраняемых элементов, цвета, регистрации в кириллице и в латинице и т.п.);
3) Формирование перечня товаров и услуг для регистрации согласно МКТУ (Международной классификации товаров и услуг);
4) Расчет пошлин, подлежащих уплате за регистрацию товарного знака;
5) Анализ охраноспособности товарного знака с учетом возможных коллизий с правами третьих лиц, которые могут явиться основанием для отказа регистрации (по результатам проведенной поисковой работы);
6) Подготовка и подача заявки в Роспатент;
7) Ответы на возможные запросы государственного эксперта с отстаиванием интересов Клиента;
8) Получение свидетельства о государственной регистрации товарного знака.

Что такое товарный знак?

Бренд любой компании требует не только продвижения на рынке, но и юридической защиты. Со времен появления развитой капиталистической экономики на рынках возникли такие негативные явления как подделки и имитации названий «раскрученных» названий товаров. Бренды оказались притягательными не только для потребителей, но и для недобросовестных конкурентов, которые извлекали экономическую выгоду, паразитируя на эксплуатации известных торговых марок. С целью защиты интересов добросовестных производителей товаров в Западной Европе в XVIII веке появилось законодательство о товарных знаках. К середине XIX века законодательные акты о товарных знаках были приняты во многих странах мира, в том числе и в России. В XX веке наряду с товарными знаками правовую охрану получили знаки обслуживания — средства индивидуализации работ и услуг, режим охраны которых приравнен к режиму товарного знака. Несмотря на то, что со времен первого закона о товарных знаках Российской Империи до Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации был принят целый ряд законодательных актов о товарных знаках, базовое положение этого законодательства всегда оставалось неизменным. Его суть: владелец товарного знака наделяется исключительным правом на использование товарного знака на рынке в определенной сфере.
В России правообладатель товарного знака наделяется исключительным правом на использование знака любым не противоречащим закону способом, в частности путем размещения товарного знака

  • на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать товарный знак без разрешения правообладателя. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, являются контрафактными. Правообладатель вправе в судебном порядке запретить незаконное использование товарного знака, а также привлечь правонарушителя к гражданской, административной или уголовной ответственности.

Каким образом возникает исключительное право на товарный знак?

В России исключительное право на товарный знак возникает в силу государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте).
Использование обозначения товаров или услуг, не зарегистрированного в качестве товарного знака, не создает для применяющего его лица преимуществ, которыми пользуются владельцы товарных знаков.
Для того чтобы зарегистрировать товарный знак требуется владение специальными познаниями и необходимыми для этого навыками. В силу этого регистрация товарного знака, как правило, поручается профессионалам, специализирующимся на оказании этой услуги (патентным поверенным и специалистам юридических фирм).

Кто может быть владельцем товарного знака?

Товарный знак является инструментом, используемым в основном в коммерческом обороте. Поэтому в России владельцами товарных могут быть юридические лица различных видов и индивидуальные предприниматели. Физические лица, не имеющие статуса ИП, выступать в качестве правообладателей товарных знаков не могут.

Какова процедура регистрации товарного знака? 

Процедура регистрации товарного знака включает следующие стадии.
1. Предварительная проверка обозначения до подачи заявки на регистрацию
Законодательство содержит большой перечень оснований для отказа в регистрации товарного знака. Поэтому в Юридической фирме «Юста Аура» началу процедуры регистрации товарного знака всегда предшествует стадия предварительной проверки обозначения, без прохождения которой невозможно оценить риски, связанные с отказом в регистрации.
Предварительная проверка позволяет определить соответствие обозначения общим требованиям, установленным законом, выявить наличие или отсутствие коллизий с правами третьих лиц на тождественные или сходные обозначения, а также сформулировать рекомендации по доработке представленного обозначения в целях получения максимального объема правовой защиты и минимизации рисков отказа в регистрации. Иначе говоря, проверка направлена на выявление «юридической силы» представленного обозначения, и если оно является «слабым», то на основании наших рекомендаций производится корректировка обозначения. Предварительная проверка осуществляется следующими способами: оценка охраноспособности, экспресс-поиск, расширенный поиск.     
2. Подготовка и подача заявки на регистрацию товарного знака.
С учетом проведенных проверок специалисты Юридической фирмы «Юста Аура» составляют заявку на регистрацию товарного знака, отвечающую требованиям, установленным законодательством, направляют заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности Срок подготовки и подачи заявки составляет 1-2 дня.
Со дня поступления заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности у заявителя товарного знака возникает право приоритета на регистрацию. Это означает, что в случае подачи третьими лицами после установленной даты приоритета своих заявок на регистрацию тождественных или сходных обозначений, в регистрации по данным заявкам товарных знаков будет отказано на основании наличия более ранней заявки.
Особенностью работы специалистов Юридической фирмы «Юста Аура» является подача заявки в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи, что обеспечивает моментальное поступление заявки в Роспатент и возникновение приоритета у Клиента фирмы.
Дальнейшая переписка с Роспатентом ведется также в электронном виде с последующей почтовой досылкой оригиналов документов.
3. Формальная экспертиза.
После подачи заявки на регистрацию товарного знака эксперты Роспатента осуществляют проверку поступивших документов на предмет соответствия установленным требованиям. Само обозначение на данной стадии не проверяется. Нормативный срок формальной экспертизы составляет 1 месяц после поступления заявки в патентное ведомство. 
4. Экспертиза заявленного обозначения.
При успешном прохождении формальной экспертизы начинается экспертиза заявленного обозначения по существу. Такая экспертиза проводится на предмет охраноспособности заявленного на регистрацию обозначения и коллизии с правами третьих лиц на тождественные или сходные товарные знаки, а также на иные основания для отказа в регистрации, предусмотренные законом. Это самый долгий этап процедуры регистрации товарного знака — около 8-11 месяцев после окончания формальной экспертизы (нормативный срок экспертизы заявленного обозначения законом не установлен). По результатам экспертизы принимается решение о государственной регистрации товарного знака либо, когда возникает спорная ситуация, заявителю направляется уведомление, в котором экспертом Роспатента указывается на не соответствие обозначения требованиям законодательства. В случае получения такого уведомления специалисты Юридической фирмы «Юста Аура» готовят аргументированный ответ с приложением дополнительных материалов, обосновывающих соответствие заявленного обозначения требованиям законодательства. Мы прилагаем максимальные усилия для регистрации товарных знаков наших Клиентов и добиваемся регистрации в большинстве спорных ситуаций.
5. Внесение записи в государственный реестр товарных знаков и выдача свидетельства на товарный знак.
В случае вынесения решения о государственной регистрации товарного знака требуется уплатить пошлину за выдачу свидетельства на товарный знак. После получения Роспатентом документов об оплате этой финальной пошлины осуществляется государственная регистрация товарного знака путем внесения записи в государственный реестр, выдается свидетельство на товарный знак, подтверждающее наличие исключительного права на зарегистрированный товарный знак.

Каким образом определяются товары и услуги (классы) в заявке на  товарный знак?

В заявке на товарный знак указывается конкретный перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация. Перечень формируется в соответствии с классами Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Классы — это большие группы товаров или услуг. Пошлины за регистрацию товарного знака зависят от количества таких классов. Количество указанных в заявке наименований самих товаров в классе на размер пошлин не влияет. После регистрации перечень товаров и услуг, указанный в свидетельстве на товарный знак, определяет объем правовой охраны товарного знака.

Каковы правовые пределы действия исключительного права на товарный знак?

Регистрация товарного знака является эффективным средством защиты от имитаций торговых марок. Правообладатель товарного знака наделяется исключительным правом на использование не только обозначения в том виде, в котором оно зарегистрировано и не только в отношении строго определенного в свидетельстве о регистрации перечня товаров и услуг, но в отношении неопределенного числа вариантов сходных обозначений и однородных товаров и услуг, если при использовании таких обозначений возникает вероятность смешения с зарегистрированным товарным знаком. Вероятность смешения определяется судом. В настоящее время судьи не склонны назначать экспертизы по сравнению зарегистрированных товарных знаков истцов с имеющими ту или иную степень сходства обозначениями ответчиков, и в большинстве случаев по собственному усмотрению принимают решение о том было ли нарушено исключительное право на товарный знак. Однако первостепенное значение при доказывании того, что использование ответчиком своего обозначения влечет возникновение смешения с зарегистрированным товарным знаком истца, имеет квалификация судебного представителя владельца товарного знака. Иногда, наоборот, добросовестные предпринимали получают необоснованные претензии и иски правообладателей товарных знаков, в связи с чем возникает задача доказывания отсутствия вероятности возникновения смешения при использовании двух торговых марок на рынке. Юристы Юридической фирмы «Юста Аура» обладают большим опытом и необходимой квалификацией для ведения самых сложных дел о защите исключительных прав на товарные знаки.

Каковы временные и территориальные пределы действия регистрации товарного знака?

Для того, чтобы защищать исключительное право на товарный знак вовсе не обязательно, чтобы правообладатель и лицо, использующее товарный знак без его согласия, находились в одном регионе или городе. Действие права на товарный знак распространяется на всю территорию России.
Для возникновения исключительного права на товарный знак в других странах требуется регистрация товарного знака в каждой конкретной стране в соответствии с ее национальным законодательством, которая осуществляется путем подачи самостоятельных заявок на регистрацию товарного знака в зарубежных странах либо путем подачи единой международной заявки.
Срок действия исключительного права на товарный знак составляет 10 лет с даты приоритета товарного знака. В дальнейшем действие регистрации товарного знака может пролонгироваться неограниченное число раз на каждые последующие 10 лет.

Каковы меры ответственности за незаконное использование товарного знака?

Помимо возможности наложения запрета на использование товарного знака любым лицам  правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителей контрафактных товаров. Также нарушители обязаны возместить правообладателю причиненные убытки либо по требованию правообладателя выплатить ему компенсацию:
1) в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения или
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака (п. 4 ст. 1515 ГК РФ).
Компенсация может быть взыскана за каждый случай правонарушения, например за каждую ввезенную или отдельно реализованную партию товара.
Кроме того, законодательство предусматривает административную (ст. 14.10 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ) за незаконное использование товарного знака.
Действия по незаконному использованию товарных знаков конкурентами признаются актами недобросовестной конкуренции и влекут строгую административную ответственность, налагаемую антимонопольными органами (ст. 14.33 КоАП РФ).
Таким образом, институт товарного знака является эффективным инструментом защиты интересов владельца бренда от распространения контрафактной продукции и пресечения недобросовестной конкуренции. Российское законодательство о товарных знаках является достаточно «жестким» и соответствует стандартам Всемирной Торговой Организации.

Каким образом осуществляется регистрация товарного знака за рубежом?

Существует две основные системы регистрации товарного знака за рубежом: национальная и международная.
Национальная система регистрации предполагает подачу заявки непосредственно в патентное ведомство интересующей страны через местного патентного поверенного. Эта система не удобна и не целесообразна, когда товарный знак необходимо зарегистрировать сразу в нескольких странах. Для такой регистрации лучше использовать международную систему регистрации.
Международная система регистрации (так называемая Мадридская система) предполагает подачу одной международной заявки на регистрацию товарного знака сразу в нескольких странах в единый регистрирующий орган — Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности. Документы составляются на одном из трех языков: английском, французском или испанском, и подаются в Международное бюро через Роспатент. Пошлины уплачиваются в швейцарских франках. Размер пошлин зависит от того, черно-белый или цветной товарный знак, от количества классов МКТУ (международные пошлины взимаются за каждый дополнительный класс свыше трех), а также от количества стран, указанных в заявке (кроме того, для конкретной страны могут быть предусмотрены дополнительные индивидуальные пошлины). Примерный срок рассмотрения международной заявки от 12 или 18 месяцев (в зависимости от стран, указанных в заявке).
Мадридская система международной регистрации товарных знаков по процедуре различается в зависимости от того, каким международным актов урегулированы отношения с конкретной страной — Мадридским соглашением или Протоколом к Мадридскому соглашению.
Для того, что международная заявка была принята в стране-участнице Мадридского соглашения,  обязательно наличие уже зарегистрированного в России товарного знака, а в стране-участнице Протокола —  достаточно лишь подачи заявки в Роспатент на российскую регистрацию.
Следует отметить, что международная регистрация юридически зависима от базовой российской регистрации или российской заявки в течение первых 5 лет. Это означает, что если российский товарный знак будет аннулирован или по результатам рассмотрения российской заявки в регистрации товарного знака Роспатентом будет отказано, то автоматически будет аннулирована и международная регистрация. С учетом того, что международная регистрация требует значительных финансовых и временных затрат, наши специалисты рекомендуют предварительно зарегистрировать товарный знак в России.