Сделки по распоряжению правом на товарный знак: отчуждение и лицензия

Распоряжение имущественным правом на товарный знак (введение)

Понимание природы права на товарный знак*, так же как и прав на другие объекты исключительных прав претерпело определенную эволюцию. Если среди советских цивилистов доминировало представление о природе исключительных прав на товарный знак, изобретение и др. как прав личных неимущественных**, то сегодня большинство ученых считают, что данные права являются имущественными.

* Здесь и далее под «товарным знаком» понимается также знак облуживания.

** См., например: Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. // Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 292. В современном учебнике по гражданском управу В.С. Ем определяет товарный знак как личное неимущественное благо (См.: Гражданское право: В 2 т. Т. 1. / Отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., М., 2003. С. 101,102).

*** См.: Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2005. С. 138; Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы. Спб., 2003. С. 219 и др. Ради справедливости отметим, что еще до революции определение права на товарный знак как права имущественного было произведено известным  цивилистом Г.Ф. Шершеневичем (см.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 2: Товар. Торговые сделки. М., 2003. С.19).

Данное положение теперь напрямую закреплено в ст. 1226 ч. 4 ГК РФ.

Причиной такой эволюции взглядов является вовлечение прав объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Данные права, так же как и иное имущество, указанное в ст. 128 ГК РФ, стали источником предпринимательского дохода. В современный деловой язык вошли такие понятия как «коммерциализация интеллектуальной собственности», «венчурный бизнес», «франчайзинг» и ряд других.

Оборотоспособность имущественных исключительных прав обеспечивается за счет возможности совершения с ними различных гражданско-правовых сделок.

До недавнего времени правовые основы для совершения сделок с товарными знаками установлены Гражданским кодексом РФ (ч. 1 и ч. 2), Законом «О товарных знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее – Закон о товарных знаках). Однако объем и качество нормативного регулирования сделок с товарными знаками, главным образом, договоров, не отвечали значением данных сделок для современного оборота. Подробную правовую регламентацию получил лишь договор коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ). Законодателем были практически оставлены без внимания основные виды договоров по распоряжению правом на товарный знак – договор об уступке (о передаче) права и лицензионный договор. Определение условий таких сделок за некоторыми исключениями было отдано на откуп волеизъявления сторон в соответствии с принципом свободы договора.

* Закон «О товарных знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» содержал лишь предписание о субъектном, управомочненных на заключение данных договоров, устанавливал что «уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя» (ст. 25), а также, что «лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет ни ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия» (ст. 26).

В определенной степени правовые пробелы в регулировании совершения сделок с объектами промышленной собственности были восполнены органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию таких сделок – Роспатентом. Однако такое вмешательство во многом было субъективным и подменяло законодательную регламентацию.

Реформа российского законодательства об интеллектуальной собственности, связанная с принятием ч. 4 ГК РФ и отменой действия специальных законов в значительной части затрагивает сделки с объектами интеллектуальной собственности, в частности с товарными знаками. Несомненным достижением законодателя является унификация правил о сделках с различными объектами исключительных прав путем включения соответствующих положений в гл. 69 ГК РФ «Общие положения».

Распоряжение исключительным правом (возможность совершения сделок) в соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ признается правомочием, составляющим содержание исключительного права, наряду правомочием на использование объекта исключительного права (право на собственные действия) и правомочием на запрет его использования (право на защиту).

Пункт 1 ст. 1233 ГК РФ устанавливает содержание распоряжения исключительным правом. Установлено, что правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Почему законодатель установил возможность распоряжения исключительным правом на объект интеллектуальной собственности, а не возможность распоряжаться непосредственно самим объектом? Ведь статья 128 ГК в новой редакции не содержит такого объекта гражданских прав как исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. В ней упоминаются только сами результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Позицию законодателя можно объяснить тем, что нематериальный характер объекта интеллектуальной собственности обусловливает невозможность передачи или перехода такого объекта от одного лица к другому. Распоряжение субъективным правом через распоряжение объектом (как это имеет место с вещами) в данном случае невозможно. Поэтому выражение «сделки с товарными знаками» является условным. Статья 1226 ГК РФ определяет исключительное право как право имущественное, которое, как и прежде, упомянуто среди объектов гражданских прав. То есть оборотоспособным объектом признается имущественное право на товарный знак. Сам же товарный знак является идеальным объектом, в отношении которого возникает исключительное право.