«Маша и Медведь» «трясут» малый бизнес

Популярный мультсериал «Маша и Медведь» создал большой объем работы для судебных органов. Ежедневно компания-правообладатель одноименного товарного знака подает в суды практически всех регионов Российской Федерации десятки исков о защите прав интеллектуальной собственности. Только в феврале 2015 года в Свердловский арбитраж поступило более 11 таких заявлений. По мнению экспертов, к настоящему времени фирма превратила защиту своих интеллектуальных прав в конвейер по зарабатыванию денег, однако остановить эту деятельность пока не удается.

В арбитражном суде Свердловской области отмечают, что именно московская фирма ООО «Маша и Медведь» и выступающее в ее интересах НП «Эдельвейс» в значительной степени обеспечили в 2014 году в регионе двукратный рост числа исков о защите интеллектуальной собственности.

«В 2014 году мы рассматривали несколько дел о защите товарного знака, все они серийные, и для них характерна множественность ответчиков. Так, правообладатели товарного знака «Маша и Медведь» подали в наш суд уже более 250 исков к организациям и индивидуальным предпринимателям о защите прав интеллектуальной собственности. На начало 2015 года большая их часть удовлетворена, с ответчиков взыскана компенсация», — рассказала председатель Свердловского арбитражного суда Светлана Цветкова.

Аналогичные иски общество подает в московский Суд по интеллектуальным правам, а также арбитражные суды Новосибирска, Ставропольского края, Ивановской, Брянской и Самарской областей, Санкт-Петербурга и многих других регионов.

Компания требует компенсации за нарушение исключительных прав на использование персонажей мультипликационного сериала «Маша и Медведь». Дело в том, что распространенное в последнее время изображение героев популярного мультфильма на сумках, канцтоварах, предметах одежды и так далее зачастую никак не согласовано с правообладателем и, соответственно, нарушает его права.

Обычно взыскивается сумма от 10 до 100 тыс. руб. К своему требованию организация приобщает видеозаписи контрольной покупки, спорный товар, товарный чек. Несмотря на протесты предпринимателей, заявляющих, что у истца имеется право на персонажей аудиовизуального произведения, в то время как приобретенный товар к таким произведениям не относится, суд почти во всех случаях встает на сторону истца.

Между тем, по мнению экспертов, деятельность ООО «Маша и Медведь» по защите своих прав утратила свой изначальный смысл и превратилась в статью обогащения и наживы компании. Речь идет о размерах запрашиваемых по суду компенсаций, в разы превышающих стоимость контрафактной продукции.

«Компания требует компенсацию отдельно за каждого персонажа, изображенного, допустим, на конверте или закладке. Таким образом, продавец одного конверта с изображением Маши, Медведя и Зайца платит по 10 тыс. руб. за каждого персонажа, эта сумма еще умножается на два. Выходит, что в качестве компенсации за продажу конверта стоимостью до 10 руб. предприниматель платит 60 тыс. руб. Между тем судебные органы давали разъяснение, что сумма возмещения не должна существенно отличаться от удвоенной стоимости контрафактного товара», — пояснил директор компании «Юста Аура» Евгений Дедков.

В прошлом году в производстве данной юридической фирмы было порядка 15 дел в интересах ответчиков, и сейчас в Суде по интеллектуальным правам находится ряд кассационных жалоб, оспаривающих размер компенсации.

По словам Евгения Дедкова, в данном случае очевидна несоразмерность и даже абсурдность претензий истца: ответчиками чаще всего оказываются продавцы — индивидуальные предприниматели, не имеющие представления о том, кто и на каком основании произвел товар. При этом правообладатель не требует прекращения правонарушения и не ищет изготовителей и оптовых реализаторов контрафакта. И вообще, не демонстрирует заинтересованности в том, чтобы подобные инциденты не повторялись.

«Маша и Медведь» — это некий конвейер по зарабатыванию денег. Причем по зарабатыванию не за счет полезных качеств самих произведений, а просто на нарушителях. Понятно, что со случаями незаконного использования товарного знака нужно бороться, но при этом должны соблюдаться разумные пределы добросовестности. Здесь же мы видим, что правообладатель сознательно выбирает такой размер исковых требований, чтобы ответчикам рентабельнее было договориться с ним, чем оплатить услуги юристов для своей защиты», — рассказал старший партнер группы правовых компаний «Интеллект-С» Роман Речкин.

Эксперты отмечают, что сегодня судебные органы данное злоупотребление видят. Однако пресечь или ограничить его достаточно сложно, так как право взыскивать ущерб у компании есть. На сегодняшний день речь идет в основном не об отклонении исков, а лишь об уменьшении размеров взысканий.

«Суд по интеллектуальным правам устал разбирать дела ООО «Маша и Медведь», идущие просто валом, и в последнее время ориентирует практику на то, чтобы взыскивать с ответчиков по минимуму — по 10 тыс. руб. Этого добиваемся и мы, отстаивая интересы клиентов», — отметил Евгений Дедков.

Между тем источником проблемы, по мнению экспертов, является непрофессиональное ведение дел со стороны многих бизнесменов, особенно это касается малого бизнеса и ИП. Поэтому и происходят случаи, когда компании, такие как «Маша и Медведь», обогащаются за счет неграмотности предпринимателей.

«Постепенно мы идем к осознанию, что нельзя по своему усмотрению использовать объекты чужих интеллектуальных прав, отношения в этой сфере со временем становятся более цивилизованными. Бизнес должен защищать свои активы — иначе он их лишится. Но здесь ощущается недостаток нашего менталитета: думать о защите прав предприниматели начинают только тогда, когда обнаруживают их нарушение или сами оказываются в числе ответчиков», — сказал Роман Речкин.

Елена Цылёва

оригинал статьи на портале "УралБизнессКонсалтинг"